В среде пакета ANSYS FLUENT выполнено численное моделирование гидродинамики обтекания корпуса судна с целью определения его буксировочного сопротивления. В результате расчетов определена сила буксировочного сопротивления и ее составляющие - сила вязкого трения и сила волнового сопротивления.
Вебинар: Оценка климатической комфортности общественных, офисных и промышленных помещений в различных типах зданий по ГОСТ Р ИСО 7730/Ashrae 55
Комфортность пребывания людей в помещении – критически важная характеристика всех общественных, офисных и промышленных зданий. Для того, чтобы обеспечить адекватные обогрев, вентиляцию и кондиционирование, необходимо тщательно проработать соответствующие решения. Математическое моделирование позволяет оценить качество принятых решений ещё до ввода здания в эксплуатацию и оперативно устранить все возникающие проблемы.
В практике проектирования судов большое значение имеет получение буксировочных характеристик корпуса в различных условиях эксплуатации. Неточности в расчете буксировочного сопротивления могут привести к недобору скорости на ходовых испытаниях и на приемке судна заказчиком.
Существующие методы оценки ходовых качеств и буксировочного сопротивления судна можно разделить на несколько групп:
1. Упрощенные формулы и графики, связывающие, как правило в виде простых зависимостей, скорость с мощностью и основными характеристиками судна;
2. Методы численной гидродинамики (CFD).
3. Испытания моделей в опытовых бассейнах.
Конструктору малого судна доступны в основном расчетные методы, поскольку затраты на проведение испытаний моделей обычно не укладываются в бюджет проектирования (кроме наиболее ответственных проектов). В настоящей статье продемонстрировано применение численных CFD методов для оценки буксировочного сопротивления корпуса судна в программном продукте ANSYS FLUENT.
Постановка задачи
Для определения силы буксировочного сопротивления средствами численного моделирования требуется выполнение следующих задач:
- Подготовка твердотельной геометрической модели судна, устранение ошибок геометрии, построение расчетной области течения;
- Построение расчётной сетки;
- Постановка задачи, определение настроек разностной схемы и решателя, а также модели расчета свободной поверхности, обеспечивающих устойчивую сходимость задачи и получение корректных результатов;
- Анализ и обработка результатов расчета. Визуализация свободной поверхности, гидродинамических особенностей течения, определение локальных и интегральных характеристик судна - буксировочного сопротивления и его составляющих.
Параметры рассмотренного судна (катера) | ||
Центр масс, м |
X | 1,95 |
Y | 8 | |
Z | 0 | |
Водоизмещение, т | 67 | |
Ватерлиния, м | 1,35 |
На подготовительном этапе расчета создана твердотельная геометрическая модель корпуса судна в модуле ANSYS DesignModeler, для последующей генерации сетки. В модуле ANSYS Structural определены моменты инерции корпуса судна - эти данные необходимы для последующего расчета с подключением 6-степенного решателя.
Вычислительная сетка построена в виде блочной структуры. Расчетная область течения разделена на две зоны: зона вокруг корпуса судна и остальное пространство расчётной области. Для каждой зоны производится разбиение на конечно-объёмную расчётную сетку. В модуле ANSYS Meshing, производится построение неструктурированной тетраэдральной сетки в зоне I, гексаэдральной сетки – в зоне II. Размерность сетки составляет ≈ 1 млн. ячеек.
Движение происходит под воздействием гидродинамических нагрузок со стороны воды. Скорость движения воды 10 м/с ~ 20 узлов. На границах втекания и вытекания сред задается условие открытых границ (Open Channel). На входной границе задается условие на скорость движения сред и уровень свободной поверхности. На выходной границе также задаётся условие на уровень свободной поверхности и полное давление.
На поверхности корпуса судна задано условие стенки, на которой реализуются условия прилипания и непротекания. На остальных границах задано условие стенки без прилипания потока.
Движение судна осуществляется в рамках 2 степеней свободы:

Параметры расчета
Расчет проводится в стационарной постановке (Steady) методом установления (псевдонестационарная постановка PseudoTransient) с подключением модели многофазности с расчетом границ свободной поверхности VOF в неявной постановке (Implicit) и подмоделью (Open Chanel Flow). Для моделирования турбулентности подключается модель SST. Используется схема решателя Presure-Based Coupled с опцией Coupled with Volume Fraction. Для расчета свободной поверхности используется схема высокой точности BGM, схема дискретизации по пространству имеет второй порядок точности. В процессе счета числа Куранта принимаются равными 30 – 50, коэффициенты релаксации принимаются равными 0,25 – 0,5. Параметр, отвечающий за величину шага по времени (Pseudo Time Step) принимался равным 0,001 – 0,05 с. Большее значение данного параметра приводило к расхождению решения.
Для решения задачи с выходом на режим установления потребовалось около 30000 итераций для каждого расчётного случая. Сходимость задачи оценивалась с помощью мониторинга локальных и интегральных параметров в процессе счета. Так, например, на поверхности судна со стороны границы фаз выбиралась точка, в которой отслеживалось изменение положения по высоте в процессе счета. Аналогичным образом фиксировалось изменение силы буксировочного сопротивления
Корректность полученных результатов в части моделирования турбулентного пограничного слоя (сил вязкого трения) подтверждена на основе сеточной сходимости (независимости решения от измельчения сетки), проведенной в рамках дополнительных исследований. Результаты расчета в части моделирования волнового сопротивления судна также следует считать корректными, поскольку в расчетах положения границ свободной поверхности использовалась модель высокой точности (BGM) и достигнута сходимость задачи.
Результаты моделирования
Обработка и анализ результатов численного моделирования проводится в модуле ANSYS Fluent и ANSYS CFD-POST. Инструментарий программных комплексов позволяет визуализировать свободную поверхность.
Интегрирование по поверхности судна касательных напряжений и поля давления позволило определить силу буксировочного сопротивления – как сумму сил вязкого трения и волнового сопротивления. Сила сопротивления, действующая на катер со стороны воды Fсопр = 106 кН, из которых 94 кН – составляющая силы давления, 12 кН – составляющая силы трения. Дифферент, определенный по результатам моделирования, составляет θ=2°45′.
Заключение
Разазработана универсальная методика численного моделирования гидродинамики судов в пакете ANSYS Fluent для различных режимов хода (водоизмещающий, переходный, глиссирующий) с учетом свободной поверхности и выхода из стационарного режима под воздействием гидродинамических и массовых сил;
- Определено буксировочное сопротивления судна и дифферент;
- Получено распределение границы свободной поверхности по высоте корпуса судна, также проведена ее пространственная визуализация;
- Подробно исследована гидродинамическая обстановка вокруг судна;
- Выполнен анализ волновой структуры течения;
- Выполнена проверка корректности расчетной модели на основе решения задачи сеточной сходимости.