Научно-технический сборник Российского морского регистра судоходства
Авторы: А.А. Петров, А.А. Рябова, Ф.С. Рябов
Вебинар: Научно-техническое сопровождение проектирования особо опасных и технически сложных промышленных объектов
Приглашаем на открытый вебинар, посвящённый актуальным вопросам проведения научно-технического сопровождения проектирования (НТС).
В последнее время среди судовладельцев, эксплуатирующих суда ледовых классов Arc4 — Arc5 или IA — IA Super на Северном морском пути, стали востребованными проекты по демонтажу носового бульба, целью которых является обеспечение возможности ледокольной проводки «на усах» и, как следствие, круглогодичной эксплуатации в Арктике. Поскольку основное назначение бульба — снижение волнового сопротивления на открытой воде, после подобной модернизации (при сохранении пропульсивного комплекса и размерений судна) неизбежно ухудшение ходкости и, как следствие, увеличение затрат на топливо. С помощью CFD-анализа можно достаточно быстро и с высокой точностью оценить изменение сопротивления движению судна, а при наличии достоверных данных о расходе топлива до модернизации — спрогнозировать увеличение топливных расходов. В статье приведен пример реализованного проекта по демонтажу бульба и соответствующий CFD-анализ изменения сопротивления движению судна. Предложенный подход может быть использован для практических оценок ходкости судна на этапе разработки проекта модернизации с целью долгосрочного планирования экономической деятельности судоходной компании.
Assessment of the propulsion qualities of a ship in the open water after dismantling the bulbous bow
Authors: A. A. Petrov, A. A. Ryabova, Ph. S. Ryabov
Recently, among shipowners operating Arc4 — Arc5 or IA — IA Super ice-class ships on the Northern Sea Route, projects for dismantling the bow bulb have seen increase in demand. The purpose of such projects is to ensure the possibility of icebreaker close towing and, as a result, year-round operation in the Arctic. Since the main function of the bulb is to reduce the wave resistance in open water, after such a modernization (while maintaining the propulsion system and ship dimensions), a deterioration in the speed and, as a consequence, an increase in fuel costs is inevitable. With the help of CFD-analysis, it is possible to estimate the change in resistance to the movement of the ship rather quickly and with high accuracy, and if there are reliable data on fuel consumption before modernization, it is possible to predict an increase in fuel consumption. The article provides an example of a completed project for dismantling the bulb and the corresponding CFD-analysis of the resistance to the movement of the ship. The proposed approach can be used for practical assessment of the ship's propulsion qualities at the stage of developing a modernization project for the purpose of long-term planning of the economic activity of a shipping company.