22 декабря 2021 г. инженер по динамике и прочности АО «ЦИФРА» Дмитриев Андрей Николаевич принял участие в ежегодной конференции по строительной механике корабля (1), посвященной 155-летию Научно-технического общества судостроителей имени академика А.Н. Крылова. Совместно с ведущим инженером АО «ЦНИИМФ» Морозовой Елизаветой Андреевной они сделали доклад на тему «Оценка прочности и трещиностойкости железобетонного судна-накопителя нефтепродуктов с использованием численного моделирования».
Вебинар: Научно-техническое сопровождение проектирования особо опасных и технически сложных промышленных объектов
Приглашаем на открытый вебинар, посвящённый актуальным вопросам проведения научно-технического сопровождения проектирования (НТС).
Особенностью работы являлось то, что рассматриваемое железобетонное судно-накопитель должно эксплуатироваться в режиме постановки на грунт, с периодическим всплытием (для освидетельствования и оценки технического состояния), ввиду чего к нему предъявляются требования различных нормативных документов классификационного общества – Российского морского регистра судоходства (РС) (2) – «Правила постройки корпусов морских судов и сооружений с применением железобетона» и глава 15 части XVII «Правил классификации и постройки морских судов» – «Требования к судам, эксплуатация которых предусматривает посадку на грунт (суда NAABSA)». Единственным инструментом, способным учесть эти требования в одном расчете, является численное моделирование, которые было выполнено в программном комплексе Ansys Mechanical. В результате расчета была подтверждена достаточная прочность конструкции, что позволило обосновать отступление от правила 19 Приложения I к МАРПОЛ 73/78 (3), предписывающего судам, перевозящим или хранящим нефтепродукты, иметь двойные борта и двойное дно. Благодаря выполненным расчетам проект однобортного железобетонного судна-накопителя нефтепродуктов был одобрен РС.
Справка:
1. Конференция по строительной механике корабля проводится каждый год в ноябре-декабре и объединяет прочнистов ведущих проектных и научных предприятий судостроительной отрасли. Традиционно организаторами конференции являются Крыловский государственный научный центр и Санкт-Петербургский государственный морской технический университет.
2. Российский морской регистр судоходства (РС) – российское классификационное общество, осуществляющее техническое наблюдение за гражданскими судами и морскими сооружениями. Входит в Международную ассоциацию классификационных обществ (МАКО).
3. МАРПОЛ 73/78 – Международная Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененная протоколом 1978 г. – главный международный документ, в котором предусмотрены меры по сокращению и предотвращению загрязнения морской среды вредными веществами, перевозимыми на судах или образующимися в процессе их эксплуатации.