8 812 123 45 67
Расчет на прочность и герметичность арматуры для нефтегазовой промышленности

Нефтегазовая отрасль имеет большой простор для применения численного моделирования. Так для нефтяного и газового оборудования, нефтяных платформ, резервуаров для хранения топлива, насосов, гидроэнергетических устройств проводятся расчеты статической и динамической прочности и гидрогазодинамические расчеты. В данной статье рассмотрим наиболее распространенные задачи данного отраслевого сектора – расчеты на прочность и герметичность.

Самыми слабыми узлами нефте-газопроводов являются разъемные и неразъемные соединения, а также арматура. Моделирование и расчеты позволяют уже на этапе проектирования провести виртуальные гидро- и пневмоиспытания, проверить основные узлы на исправную работу в аварийных условиях работы (при повышенных давлении и температуре) и даже проследить последствия от дефектов, выявленных при неразрушающем контроле и дефектоскопии.

Соединение трубопроводов осуществляется с помощью фланцевых соединений. В ходе исследования прочности и герметичности, а также усталостной прочности соединения могут решаться следующие задачи:

1. Определение усилия, необходимого для смятия прокладки.

2. Определение усилия в болтах/шпильках при затяжке.

3. Определение прочности болтовых соединений/шпилек/прокладок.

4. Определение критического изгибающего момента.

5. Определение критического осевого усилия.

6. Расчет на малоцикловую усталость соединения/элементов соединения.

В качестве примера типового расчета рассмотрим следующую задачу: имеется фланцевое соединение, которое состоит из клапанного блока бокового отвода, фланца с прокладкой и выкидной линии (сечение представлено на рисунке 1).

Рисунок 1 – Геометрия расчетной модели

На фланцевое соединение действуют следующие нагрузки:

  • усилие затяжки шпилек, при котором происходит установка прокладки;
  • внутреннее давление 69 МПа;
  • внешнее давление 5 МПа (обусловлено залеганием соединения на глубине 500 м);
  • изгибающий момент от выкидной линии.

На первом этапе найдем максимальный изгибающий момент, при котором конструкция будет удовлетворять критерию прочности. В качестве критерия прочности выступает критическое значение эквивалентных пластических деформаций (2%). 

Задача решалась в упругопластической постановке с учетом трения прокладки о прилегающие элементы соединения (коэффициент трения 0,1), а также учтено трение между фланцем и клапанным блоком (коэффициент трения 0,15). Учет затянутого состояния шпилек промоделирован путем приложения усилия затяжки перед приложением всех нагрузок.

На рисунке 2 приведена зависимость изгибающего момента от эквивалентных пластических деформаций, исходя из которого делаем вывод, что максимальный изгибающий момент составляет 280 кНм.

Рисунок 2 – Зависимость изгибающего момента от эквивалентных пластических деформаций

На рисунке 3 представлено распределение пластических деформаций в сечении фланца при изгибающем моменте 280 кНм.

Рисунок 3 – Поле пластических деформаций при изгибающем моменте 280 кНм (увеличенный масштаб перемещений)

Герметичность соединения напрямую зависит от контактного давления прокладки на элементы конструкции (фланец и клапанный блок). Допускаемое значение контактного давления составляет 138 МПа. К выкидной линии, как и в случае расчета на прочность, приложен изгибающий момент, в зависимости от которого в ходе решения упругопластической задачи изменяется степень прилегания прокладки к частям соединения. 

Для проверки герметичности необходимо узнать зависимость контактного давления от приложенного изгибающего момента, она представлена на рисунке 4. Первый участок графика отображает шаги, на которых происходит затяжка шпилек, воздействие внешнего и внутреннего давлений. Далее начинает действовать изгибающий момент и происходит нелинейное по всей прокладке изменение давления. В ходе решения задачи необходимо найти тот момент времени, когда уменьшается величина контактного давления и достигает критического значения 138 МПа. Соответственно, из графика находим изгибающий момент, соответствующий началу потери герметичности.

Рисунок 4 – Зависимость контактного давления от изгибающего момента для оценки герметичности

На рисунке 5 представлено поле контактного давления между прокладкой и фланцем в момент потери герметичности. На укрупненном изображении можно увидеть зону потери герметичности.

Рисунок 5 – Поле контактного давления между прокладкой и фланцем в момент потери герметичности

Исходя из полученных значений критических изгибающих моментов по расчетам на прочность и герметичность, выбираем минимальное значение. Таким образом, критический изгибающий момент будет составлять 248 кНм.

В данной статье был рассмотрен один из типовых примеров использования численного моделирования в нефтегазовой отрасли. Также в расчетах могут быть учтены следующие факторы: поправки на коррозию, циклическое нагружение, усталостный рост трещин, детальный анализ сварного соединения. Кроме того, по результатам решения задачи могут быть подобраны оптимальные материалы элементов конструкции.

вернуться к списку новостей
Рассчитать стоимость онлайн
Сообщите основную информацию о вашей задаче, ответьте на несколько вопросов и мгновенно получите оценку трудоемкости актуальной для вас инженерной задачи.
Узнать цену
Связанные новости
22 июля 2024

Математическое моделирование роботов манипуляторов для атомных станций малой мощности

Атомная станция малой мощности (АСММ) — это один из перспективных проектов Госкорпорации «Росатом». Такие станции предназначены для удалённых районов с неразвитой сетевой инфраструктурой, где нецелесообразно строить мощные АЭС. АСММ обладают рядом преимуществ, таких как энергонезависимость, экологически чистое производство энергии и стабильное снабжение электричеством и теплом труднодоступных территорий.
Новости
1 июля 2024

Сопровождение проектирования центров обработки данных

Для сокращения временных и финансовых затрат на проектирование центров обработки данных специалисты АО «ЦИФРА» применяют современные походы с привлечением математического моделирования и поддерживают разработку проекта на всех этапах – от исходной концепции до ввода в эксплуатацию.
Новости
Связанные публикации в блоге
15 июля 2024

Применение численного CFD моделирования для задач судостроения

Судостроение является важной отраслью мировой промышленности и экономики, отвечающей за производство и ремонт судов и прочих изделий морской техники. При этом численный анализ становится всё более важным инструментом в судостроении, поскольку помогает снизить издержки при проектировании судов, а также повысить прочность и надежность при строительстве и эксплуатации.
Блог
10 июня 2024

Расчёт прочности и несущей способности металлических конструкций зданий и сооружений

Расчёт металлических конструкций на прочность и несущую способность является одной из ключевых задач в строительстве для обеспечения безопасности и долговечности объектов. 

Блог
Связанные вебинары
23 декабря 2020

Повышение эффективности процессов промышленной газоочистки с использованием численного моделирования

На вебинаре рассмотрим численное моделирование современных газоочистных установок.
Вебинары
23 июля 2020

Применение компьютерного моделирования при ремонте и модернизации судов

В рамках Договора о научно-техническом сотрудничестве между АО «ЦНИИМФ» и АО «ЦИФРА» на данном вебинаре заведующий отделом конструктивной надежности и защиты судов от коррозии АО «ЦНИИМФ» Алексей Петров расскажет об имеющемся опыте и перспективах использования компьютерного моделирования для решения различных задач, связанных с ремонтом или модернизацией судов в эксплуатации.
Вебинары
Расскажите о вашей задаче
Изменить файл
Поля, отмеченные звездочкой (*) обязательны для заполнения.
Успешно отправлено! Наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время!