8 812 123 45 67
Расчет на прочность кассеты крепления газовых баллонов автотранспорта

В двигателях внутреннего сгорания традиционно в качестве рабочего продукта используются производные нефти – бензин или дизельное топливо. В целях повышения экономической эффективности транспортные средства подвергают переоборудованию под сжатый природный газ, особенно часто это происходит для грузовых ТС. Экономия от внедрения газобаллонного оборудования (ГБО) может достигать 40% по сравнению с использованием дизельного топлива.

Именно по причине экономической эффективности всё чаще топливные системы грузовых автомобилей трансформируются в системы, работающие на сжатом природном газе. Требования в отношении элементов крепления топливных баллонов регламентируются Правилами ЕЭК ООН №110.

Требования Правил ЕЭК ООН №110

Правила ЕЭК ООН №110 устанавливают требования к элементам специального оборудования механических транспортных средств, двигатели которых работают на сжатом природном газе (СПГ), а также к транспортным средствам (ТС) в отношении установки элементов специального оборудования официально утвержденного типа для использования в их двигателях на СПГ.

Сжатый природный газ используют в качестве топлива чаще всего на грузовых ТС. Топливные баллоны с газом располагаются на внешней части ТС (рисунок 1).

Рисунок 1 – Топливная система на сжатом природном газе

Конструкции, удерживающие топливные баллоны, бывают различных модификаций, однако чаще всего имеют основные общие конструктивные элементы: 

  • Стальные хомуты, прижимающие баллоны к несущей части конструкции.
  • Кронштейны, отвечающие за несущую способность конструкции.

Типовая конструкция, удерживающая топливные баллоны, представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Типовая конструкция для топливных баллонов

Подобные системы крепления баллонов разрабатываются и применяются, в т.ч. на тягачах и фургонах с двухтопливной системой питания марок ГАЗ, Камаз, УАЗ, Volvo, Scania, DAF, MAN, Mercedes-Benz, Iveco, Isuzu, Renault, FORD, Hino.

Обеспечение прочности кассеты для баллонов

Правила ЕЭК ООН №110 описывают основные требования, предъявляемые к ТС, работающим на СПГ. Обеспечение прочности конструкции для крепления топливных баллонов, является одной из ключевых задач проектирования. В подпункте 17.4.4 Правил предъявляется следующее требование к топливным баллонам и удерживающей их конструкции для различных категорий ТС:

«Топливный баллон (топливные баллоны) … должен быть установлен и закреплен (должны быть установлены и закреплены) таким образом, чтобы при полных баллонах могли поглощаться следующие нагрузки (без причинения повреждений):

Транспортные средства категорий M1 и N1:

а) 20g по направлению движения;

б) 8g по горизонтали, перпендикулярно направлению движения.

Транспортные средства категорий M2 и N2:

а) 10g по направлению движения;

б) 5g по горизонтали, перпендикулярно направлению движения.

Транспортные средства категорий M3 и N3:

а) 6,6g по направлению движения;

б) 5g по горизонтали, перпендикулярно направлению движения.»

Также в данном пункте Правил указывается, что разрешается вместо практических (натурных) испытаний на полигоне использовать расчетные методики. Соответственно, задачу испытания конструкции кассеты топливных баллонов на прочность возможно решить с использованием численного моделирования и инженерных расчетов в программной систее Ansys.

Ansys является программным продуктом, с помощью которого решается большой спектр задач с использованием метода конечных элементов (МКЭ). МКЭ – численный метод решения дифференциальных уравнений для решения практических инженерных задач динамики и прочности конструкций.

В качестве нагрузок, действующих на конструкцию, выступают: ускорение и собственный вес конструкции. Также при выполнении данной задачи учитывается:

  1. Последовательность монтажа топливных баллонов на конструкцию путем поочередного затягивания крепежных элементов.
  2. Трение между топливными баллонами и прилегающими элементами.

После решения статической задачи прочности, проводится оценка удовлетворения требованиям Правилам ЕЭК ООН №110. На рисунке 3 представлено распределение полных перемещений типовой конструкции при воздействии на нее ускорения перпендикулярно направлению движения ТС. Рисунок 4 демонстрирует возникающие эквивалентные напряжения в типовой конструкции при воздействии данной нагрузки.

Рисунок 3 – Полные перемещения конструкции, мм

Рисунок 4 – Напряжения по Мизесу, МПа

Нагрузки должны поглощаться без причинения повреждений, значит в качестве критерия удовлетворения конструкции нормам можно принять допустимые пластические деформации. Если в результате расчета пластические деформации оказались меньше установленного критерия, значит конструкция удовлетворяет требованиям ЕЭК ООН №110.

Заключение 

При проектировании конструкции крепления топливных баллонов к ТС для экономии средств и времени на натурные испытания и последующие конструкционные изменения, рекомендуется применять численное моделирование для проведения виртуальных испытаний конструкции и определения ее соответствия требованиям ЕЭК ООН №110, а также оптимизации. АО "ЦИФРА" имеет успешный опыт выполнения расчетов прочности с выдачей положительного заключения о соответствии требованиям пп. 17.4.4 Правил ЕЭК ООН №110.

 

вернуться к списку новостей
Рассчитать стоимость онлайн
Сообщите основную информацию о вашей задаче, ответьте на несколько вопросов и мгновенно получите оценку трудоемкости актуальной для вас инженерной задачи.
Узнать цену
Связанные новости
18 января 2023

Оценка прочности строительных конструкций АЭС «Эль-Дабаа» при падении тяжелого коммерческого самолета

Специалисты АО «ЦИФРА» выполнили комплекс работ по численному моделированию и оценке прочности строительных конструкций АЭС «Эль-Дабаа» при падении тяжелого коммерческого самолета по заказу АО «Атомэнергопроект».
Новости
17 октября 2022

Эксперты АО «ЦИФРА» выступили на нефтегазовой конференции АО «ТомскНИПИнефть»

Специалисты АО «ЦИФРА» приняли участие в V научно-технической конференции «Технологии обустройства нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений», организованной АО «ТомскНИПИнефть». Событие состоялось 20-21 сентября 2022 года и стало местом встречи учёных и практиков, проектировщиков и представителей служб эксплуатации – специалистов, представляющих наиболее актуальные разработки в сфере обустройства, подготовки нефти и газа.
Новости
Связанные публикации в блоге
19 июля 2022

Численное моделирование процессов горения твердого ракетного топлива

В ракетно-космической отрасли наибольшее распространение получили двигатели на жидком и твёрдом ракетном топливе. Среди преимуществ твердотопливных ракетных двигателей можно отметить как длительный срок хранения топлива, так и относительную простоту конструкции и дешевизну самих двигателей, что обуславливает их широкое применение в этой отрасли. Одним из важнейших процессов в камере сгорания ракетного двигателя является процесс горения твёрдого топлива, так как он определяет газоприход в двигателе и, следовательно, его секундный массовый расход и развиваемую тягу.
Блог
18 июня 2022

Численное моделирование аэродинамики тягача с прицепом

Сегодняшняя потребность в увеличении эффективности эксплуатации транспортных средств является одной из самых сложных проблем автомобильной промышленности. В условиях тренда на повышение стоимости топлива и направленности промышленности в сторону экологически чистых технологий данная проблема приобретает все большую актуальность. В особой степени это относится к грузовым транспортировщикам, в качестве которых обычно используются тягачи с прицепами с существенным аэродинамическим сопротивлением, что обусловлено их большими габаритами, наличием в конструкции плохообтекаемых элементов и относительно высокой скоростью движения. В совокупности с большой длительностью и интенсивностью эксплуатации грузовых транспортировщиков, даже малейшее сокращение расхода топлива за счёт улучшения аэродинамики приводит к существенному уменьшению эксплуатационных расходов на транспортное средство и улучшению его рентабельности.
Блог
Связанные вебинары
23 июля 2020

Применение компьютерного моделирования при ремонте и модернизации судов

В рамках Договора о научно-техническом сотрудничестве между АО «ЦНИИМФ» и АО «ЦИФРА» на данном вебинаре заведующий отделом конструктивной надежности и защиты судов от коррозии АО «ЦНИИМФ» Алексей Петров расскажет об имеющемся опыте и перспективах использования компьютерного моделирования для решения различных задач, связанных с ремонтом или модернизацией судов в эксплуатации.
Вебинары
3 июня 2020

Моделирование и расчёт композитных конструкций при динамическом нагружении

АО "ЦИФРА" объявляет о проведении серии лекций-вебинаров от ведущих приглашенных экспертов в области численного моделирования. В ходе первого вебинара данной серии будут рассмотрены вопросы прочностного анализа «легких» (lightweight) композитных конструкций при динамическом нагружении с использованием явных решателей (сеточного и бессеточного) ПО LS-DYNA.
Вебинары
Сделайте заказ
Изменить файл
Поля, отмеченные звездочкой (*) обязательны для заполнения.
Успешно отправлено! Наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время!