8 812 123 45 67
Расчет на прочность кассеты крепления газовых баллонов автотранспорта

В двигателях внутреннего сгорания традиционно в качестве рабочего продукта используются производные нефти – бензин или дизельное топливо. В целях повышения экономической эффективности транспортные средства подвергают переоборудованию под сжатый природный газ, особенно часто это происходит для грузовых ТС. Экономия от внедрения газобаллонного оборудования (ГБО) может достигать 40% по сравнению с использованием дизельного топлива.

Вебинар: Оценка прочности и устойчивости металлических конструкций зданий и сооружений по СП 16.13330.2017 с учетом назначения и условий работы

На этом вебинаре рассмотрим основные особенности расчетов прочности металлических конструкций по СП 16.13330.2017

Регистрация →

Именно по причине экономической эффективности всё чаще топливные системы грузовых автомобилей трансформируются в системы, работающие на сжатом природном газе. Требования в отношении элементов крепления топливных баллонов регламентируются Правилами ЕЭК ООН №110.

Требования Правил ЕЭК ООН №110

Правила ЕЭК ООН №110 устанавливают требования к элементам специального оборудования механических транспортных средств, двигатели которых работают на сжатом природном газе (СПГ), а также к транспортным средствам (ТС) в отношении установки элементов специального оборудования официально утвержденного типа для использования в их двигателях на СПГ.

Сжатый природный газ используют в качестве топлива чаще всего на грузовых ТС. Топливные баллоны с газом располагаются на внешней части ТС (рисунок 1).

Рисунок 1 – Топливная система на сжатом природном газе

Конструкции, удерживающие топливные баллоны, бывают различных модификаций, однако чаще всего имеют основные общие конструктивные элементы: 

  • Стальные хомуты, прижимающие баллоны к несущей части конструкции.
  • Кронштейны, отвечающие за несущую способность конструкции.

Типовая конструкция, удерживающая топливные баллоны, представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Типовая конструкция для топливных баллонов

Подобные системы крепления баллонов разрабатываются и применяются, в т.ч. на тягачах и фургонах с двухтопливной системой питания марок ГАЗ, Камаз, УАЗ, Volvo, Scania, DAF, MAN, Mercedes-Benz, Iveco, Isuzu, Renault, FORD, Hino.

Обеспечение прочности кассеты для баллонов

Правила ЕЭК ООН №110 описывают основные требования, предъявляемые к ТС, работающим на СПГ. Обеспечение прочности конструкции для крепления топливных баллонов, является одной из ключевых задач проектирования. В подпункте 17.4.4 Правил предъявляется следующее требование к топливным баллонам и удерживающей их конструкции для различных категорий ТС:

«Топливный баллон (топливные баллоны) … должен быть установлен и закреплен (должны быть установлены и закреплены) таким образом, чтобы при полных баллонах могли поглощаться следующие нагрузки (без причинения повреждений):

Транспортные средства категорий M1 и N1:

а) 20g по направлению движения;

б) 8g по горизонтали, перпендикулярно направлению движения.

Транспортные средства категорий M2 и N2:

а) 10g по направлению движения;

б) 5g по горизонтали, перпендикулярно направлению движения.

Транспортные средства категорий M3 и N3:

а) 6,6g по направлению движения;

б) 5g по горизонтали, перпендикулярно направлению движения.»

Также в данном пункте Правил указывается, что разрешается вместо практических (натурных) испытаний на полигоне использовать расчетные методики. Соответственно, задачу испытания конструкции кассеты топливных баллонов на прочность возможно решить с использованием численного моделирования и инженерных расчетов в программной систее Ansys.

Ansys является программным продуктом, с помощью которого решается большой спектр задач с использованием метода конечных элементов (МКЭ). МКЭ – численный метод решения дифференциальных уравнений для решения практических инженерных задач динамики и прочности конструкций.

В качестве нагрузок, действующих на конструкцию, выступают: ускорение и собственный вес конструкции. Также при выполнении данной задачи учитывается:

  1. Последовательность монтажа топливных баллонов на конструкцию путем поочередного затягивания крепежных элементов.
  2. Трение между топливными баллонами и прилегающими элементами.

После решения статической задачи прочности, проводится оценка удовлетворения требованиям Правилам ЕЭК ООН №110. На рисунке 3 представлено распределение полных перемещений типовой конструкции при воздействии на нее ускорения перпендикулярно направлению движения ТС. Рисунок 4 демонстрирует возникающие эквивалентные напряжения в типовой конструкции при воздействии данной нагрузки.

Рисунок 3 – Полные перемещения конструкции, мм

Рисунок 4 – Напряжения по Мизесу, МПа

Нагрузки должны поглощаться без причинения повреждений, значит в качестве критерия удовлетворения конструкции нормам можно принять допустимые пластические деформации. Если в результате расчета пластические деформации оказались меньше установленного критерия, значит конструкция удовлетворяет требованиям ЕЭК ООН №110.

Заключение 

При проектировании конструкции крепления топливных баллонов к ТС для экономии средств и времени на натурные испытания и последующие конструкционные изменения, рекомендуется применять численное моделирование для проведения виртуальных испытаний конструкции и определения ее соответствия требованиям ЕЭК ООН №110, а также оптимизации. АО "ЦИФРА" имеет успешный опыт выполнения расчетов прочности с выдачей положительного заключения о соответствии требованиям пп. 17.4.4 Правил ЕЭК ООН №110.

 

вернуться к списку новостей
Рассчитать стоимость онлайн
Сообщите основную информацию о вашей задаче, ответьте на несколько вопросов и мгновенно получите оценку трудоемкости актуальной для вас инженерной задачи.
Узнать цену
Связанные новости
21 октября 2024

Международный строительный форум и выставка 100+ TechnoBuild

Делегация специалистов АО «ЦИФРА» с 1 по 3 октября 2024 года приняла участие в работе XI международного строительного форума и посетила выставку 100+ TechnoBuild.
Новости
27 сентября 2024

VII Научно-техническая конференция «Технологии обустройства нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений»

23-25 сентября делегация АО «ЦИФРА» приняла участие в работе VII Научно-технической конференции «Технологии обустройства нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений».
Новости
Связанные публикации в блоге
5 ноября 2024

Расчёт прочности узлов металлоконструкций

При проведении оценки прочности металлических конструкций в качестве сопутствующей задачи выступает анализ локальной прочности узлов соединения элементов металлоконструкций, например, фланцевых, фрикционных или срезных соединений.
Блог
7 октября 2024

Применение аддитивных технологий в промышленности

Аддитивные технологии, более известные как 3D-печать, активно меняют облик современной промышленности, предоставляя предприятиям новые возможности для оптимизации и ускорения производственных процессов. Так, методы аддитивного производства, основанные на принципе послойного создания объектов, предлагают компаниям решения, которые зачастую сложно реализовать с использованием традиционных производственных методов.
Блог
Связанные вебинары
20 ноября 2024

Научно-техническое сопровождение проектирования особо опасных и технически сложных промышленных объектов

Приглашаем на открытый вебинар, посвящённый актуальным вопросам проведения научно-технического сопровождения проектирования (НТС).
Вебинары
6 ноября 2024

Расчёты на прочность сосудов и аппаратов в соответствии с нормативно-технической документацией РФ

Приглашаем на открытый вебинар, посвящённый актуальным вопросам проведения расчётов на прочность сосудов и аппаратов в соответствии с нормативно-технической документацией РФ
Вебинары
Расскажите о вашей задаче
Изменить файл
Поля, отмеченные звездочкой (*) обязательны для заполнения.
Успешно отправлено! Наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время!