Специалисты Центра инженерно-физических расчетов и анализа (АО «ЦИФРА») провели виртуальные испытания каркаса кузова трамвайного вагона модели 71-639 «Кастор» производства Усть-Катавского вагоностроительного завода (УКВЗ, входит в Госкорпорацию «Роскосмос»).
Вебинар: Оценка прочности и устойчивости металлических конструкций зданий и сооружений по СП 16.13330.2017 с учетом назначения и условий работы
На этом вебинаре рассмотрим основные особенности расчетов прочности металлических конструкций по СП 16.13330.2017
Расчёты прочности кузова вагона с использованием цифровых моделей – важный этап проектирования любого нового транспортного средства. Моделирование физических процессов позволяет подтвердить прочность и надёжность конструкции, исключить поломки и сократить издержки на проведение натурных испытаний.
Нагрузки, действующие на каркас кузова вагона во время эксплуатации, устанавливаются ГОСТ 34809–2021. Этот стандарт описывает требования к новым легкорельсовым транспортным средствам (ЛТС), которые предназначены для передвижения на линиях городского электрифицированного транспорта.
Основным режимом работы вагона является эксплуатационный режим. В нём рассматривается движение ЛТС с номинальной полезной нагрузкой. Но не менее важно учитывать аварийные и ремонтные ситуации. В режиме ремонта трамвайный вагон вместе с тележкой поднимается на домкратах. Это приводит к возникновению значительных механических напряжений в зонах крепления домкратов. Аналогично в аварийном режиме при наезде на препятствие возникают значительные усилия в области лобовой балки каркаса кузова вагона.
«Численное моделирование и применение математических методов расчетного анализа физических процессов имеет огромное значение для создания надёжного и безопасного транспорта. Благодаря использованию передовых методик и специализированного программного обеспечения мы можем детально исследовать и прогнозировать работу конструкции вагона трамвая в различных условиях эксплуатации. Это помогает предприятиям разрабатывать современные транспортные средства, соответствующие высочайшим стандартам качества и безопасности», - отметил генеральный директор АО «ЦИФРА», к.т.н. Дмитрий Михалюк.
Согласно ГОСТ 34809–2021 инженерами АО «ЦИФРА» проведены расчёты каркаса кузова трамвайного вагона модели 71-639 «Кастор» в следующих режимах:
- эксплуатационный режим;
- режим максимальной вертикальной статической нагрузки при максимальной нагрузке ЛТС;
- режим вывода неисправного сцепа порожних ЛТС с линии вспомогательным ЛТС;
- режим аварийного наезда ЛТС на препятствие;
- режим ремонта.
Трамвай 71-639 «Кастор» оснащён всем необходимым для комфортной и безопасной перевозки пассажиров, включая маломобильных граждан. Вагон имеет ряд уникальных особенностей:
- наибольшее количество сидячих мест среди трамваев такого типа в России 64 места плюс одно место для маломобильных пассажиров, что обеспечивает безопасность передвижения;
- длина чуть более 25 метров делает вагон удобным для манёвров, расстановки на веере и в депо, сохраняя высокий пассажиропоток благодаря оптимальной компоновке дверных проёмов;
- использование технологических решений позволяет трамваю работать на маршрутах с радиусами поворота 14 метров;
- возможность эксплуатации без реконструкции посадочных платформ благодаря длине вагона;
- идеальная модель для магистральных маршрутов с возможностью движения на высоких скоростях (до 90 км/ч);
- возможность реализации двухкабинного исполнения (челночное) и опция увеличенного автономного хода (до 30 километров).
Трамвайный вагон модели 71-639 «Кастор». Источник
«Новый трехсекционный вагон — предмет нашей гордости, и мы будем рады, если он поможет Екатеринбургу решать транспортные задачи. За манёвренными, супервместительными современными трамваями — будущее индустрии и городского рельсового транспорта, и мы рады шаг за шагом приближать его» - уточнил генеральный директор УКВЗ Роман Новиков и отдельно отметил, что «Кастор» практически полностью собран на базе российских компонентов и технологий.
Источник: Медиа УКВЗ
Трамвай 71-639 «Кастор» предлагает пассажирам все необходимые удобства: подсветку в тёмное время суток, кнопки открывания дверей и салона, внешнюю контурную подсветку, футуристический дизайн, плавный ход, разъёмы для зарядки гаджетов. УКВЗ также предлагает индивидуальный дизайн трамвайного вагона с учётом специфики рельсовой инфраструктуры и предпочтений заказчика. На данный момент первый образец трамвайного вагона модели 71-639 собран и доставлен в Екатеринбург для обкатки.
Трамвайный вагон модели 71-639 в Екатеринбурге. Источник
Справка:
Усть-Катавский вагоностроительный завод (АО «УКВЗ») — старейшее вагоностроительное предприятие на территории постсоветского пространства. Основан в 1758 году. Производит трамваи, космические аппараты, гражданскую продукцию, а также реализует запасные части и комплектующие. Завод является мировым рекордсменом по производству трамвайных вагонов одной модели. Сегодня продукция представлена в 95% городов с трамвайными системами. Лидер рынка легкорельсового транспорта в России.
Центр инженерно-физических расчётов и анализа (АО «ЦИФРА») – технологическая компания, основанная в 2015 г. Осуществляет деятельность в области оказания консультационных и экспертных услуг в области проектирования, анализа и визуализации 3D математических, динамических, имитационных моделей и цифровых копий физических систем, процессов, оборудования и установок, а также разработки специализированного программного обеспечения для решения нестандартных задач, включая создание моделей машинного обучения и нейронных сетей.